Любовь – это
забота, понимание, восхищение, умиление,
поддержка, принятие …
В
материальном плане – забота о физиологических потребностях ребенка, создании внешних условий для развития и обучения.
В.Д.
Шадриков в своем «Этюде о любви к ребенку» отмечает, что родители интуитивно
могут чувствовать любовь к ребенку, верно называть, но в действительности, не
всегда следуют интуиции и собственному пониманию.По его мнению,сущность любви к ребенку – это «единение с
его духовной жизнью».Лишь опора на
духовную составляющуючувств к ребенку,
дает глубинуи остроту переживаний!
Стоит
учитывать, чтодети нуждаются не только и не столько в создании материальной базы
жизни, но в большей степени в глубоком духовном принятии, сочувствии,
сопереживании… Ребенок чувствует открытую душу взрослого, черпает силы ив подобном взаимодействии рождаются новые
духовные ценности – радость совместного творчества, игры и познания.
«Любовь
требует глубокого понимания ребенка». И познания его духа.
Что же на
самом деле нужно ребенку?Потакание его
капризам?Задаривание игрушками и
разрешение бесконечно смотреть мультфильмы? Первое исамое необходимое – глубокое духовное
принятие,душевное взаимопроникновение…
где взрослый имеет ведущую роль, как наставник, ведущий ученика.
Один из
сложных для осознания моментов, это то, что любовь – это одновременно
ответственность родителя и возможность дать ребенку свободу двигаться в том
направлении, которое запрограммировано душой и генетическим кодом организма.
Стоит
согласиться с Михаилом Литваком, что любовь – это активный интерес к жизни
другого человека, тогда в отношении ребенка – это активный интерес к
духовнойжизни и развитию человеческой
души в ребенке.
Что нужно
для развития души? 1. Знать законы развития души – возрастную психологию, знать
потребности возраста для развития ведущей деятельности. 2. Уметь создать
условия для всестороннего развития. 3. Видеть перспективы и поддерживать
творческие инициативы ребенка. Все это создаст духовное единство между взрослым
и ребенком.
Какая бывает
родительская любовь? Бывает всепозволяющая, опекающая, оранжерейная. Бывает любовь и отношение к ребенку –ограничивающее, запретительное. И то, и
другое - лишения ребенка свободы выбора и действия.
Отношение к
ребенку и его воспитание должно строится
с таким учетом, чтоб поведение или действия ребенка не нанесли вред другим
людям, будь то близким, или далеким. Вот
и встает вопрос – где же Любовь к ребенку, где середина междуСвободой и Ответственностью? Каждый родитель,
педагог, ищет ответ на этот вопрос самостоятельно, в ходе своего духовного
развития.
Педагог-психолог Буркова Елена Георгиевна Май 2010 года